Градостроительство и архитектура Санкт-Петербурга

Градостроительство и архитектура Санкт-Петербурга
Памятники архитектуры XVIII века.

Памятники архитектуры XVIII века.


Памятники архитектуры XVIII века.

1. Каменноостровский дворец
2. Сампсониевский собор
3. Домик Петра I
4. Князь-Владимирский собор
5. Таврический дворец
6. Кикины палаты
7. Собор Смольного монастыря
8. Андреевский собор
9. Академия художеств
10. Румянцевский обелиск с садом
11. Меншиковский дворец
12. Дворец Петра II
13. Здание Двенадцати коллегий
14. Академия наук
15. Кунсткамера
16. Памятник Петру I («Медный всадник»)
17. Зимний дворец
18. Малый Эрмитаж
19. Большой (Старый) Эрмитаж с садом
20. Эрмитажный театр
21. Мраморный дворец с садом
22. Летний дворец Петра I
23. Главная аптека
24. Церковь св. Пантелеймона
25. Инженерный (Михайловский) замок с садом
26. Церковь св. Симеона и Анны
27. Дворец Вяземского
28. Шереметевский дворец
29. Дворец Строганова
30. Дворец Разумовского
31. Аничков дворец
32. Большой Гостиный двор
33. Дворец Воронцова
34. Ассигнационный банк
35. Дворец Бобринских
36. Новая Голландия
37. Почтамт
38. Дворец Безбородко
39. Юсуповский дворец (на Мойке)
40. Владимирская церковь
41. Никольский Морской собор
42. Юсуповский дворец (на Фонтанке)
43. Дом Г. Р. Державина
44. Казармы местных войск
45. Александро-Невская лавра
46. Некрополь Литераторские мостки
47. Чесменский дворец
48. Чесменская церковь.

Ленинград — один из красивейших городов мира. Запоминающиеся высотные доминанты, логичная пространственная композиция, строгая планировка сети прямых улиц, просторные площади, величественный облик зданий, зелень многочисленных парков и садов, гладь рек и каналов, гранитные набережные, мосты, узорчатые ограды, выдающиеся произведения монументальной скульптуры придают Ленинграду уникальный характер целостного архитектурно-градостроительного ансамбля; сооружения центральных, исторически сложившихся районов города, связанные рядовой застройкой, а также дворцово-парковые комплексы являются как бы единым художественным произведением.

Петербург основан в 1703 как крепость (см. Петропавловская крепость), вокруг которой и близ домика Петра I (один из первых образцов «типового» жилого дома Петербурга) на Городском (ныне Петроградском) острове начал формироваться город. Здесь на Троицкой площади (см. Революции площадь) вокруг Троицкой церкви складывался городской центр, были возведены обширные деревни и мазанковые здания Сената, Таможни, Мытного двора. Первые постройки Петербурга из дерева, кирпича, природного камня охватывали весь диапазон жизни города как государственного, портового, торгового и военного центра и преследовали утилитарные, прежде всего оборонительные, цели. От домика Петра I, вверх по Неве (см. Куйбышева улица), на площади располагались дома вельмож, высших военных и гражданских чинов, духовенства. В 1704 по эскизному наброску Петра I на левом берегу Невы были заложены Адмиралтейская верфь (см. также Адмиралтейство) и Адмиралтейская крепость, которая стала вторым центром застройки, градостроительным ориентиром при формировании новых улиц, расходившихся лучами, что легло в основу последующего плана. Строительство приобрело большой размах, велось планомерно под руководством архитекторов, приглашённых Петром I из Италии (Д. Трезини, Дж. М. Фонтана, Н. Микетти), Франции (Ж. Б. Леблон), Германии (Г. Шедель, А. Шлютер, И. Ф. Браунштейн, Г. И. Маттарнови, Т. Швертфегер), и русских мастеров, обучавшихся в Москве или вернувшихся из Голландии (М. Г. Земцов, Г. Н. Усов, И. К. Коробов). В 1706 для руководства строительством была учреждена «Канцелярия городовых дел». В 1714 для концентрации строительных усилий принят указ, воспрещающий возводить каменные дома где-либо в государстве кроме Петербурга. В 1715—17 созданы планы центра Петербурга на Васильевском острове: один с прямоугольной сетью улиц и каналов (архитектор Трезини; лежит в основе существующей планировки), другой основан на абстрактной идеальной схеме овального в плане города-крепости (архитектор Леблон; отвергнут Петром I). В 1716 созданы «образцовые» проекты жилищ, ставившихся по линии улицы (архитекторы Леблон, Трезини): кирпичных — «для именитых» и «зажиточных»; на деревянном каркасе с заполнением глиной и росписью стен под кирпич — для «подлых» (то есть для рядовых горожан). К 1725 в застройке города, организации его пространственно-планировочной структуры, охватившей все основные острова и материковую часть, видную роль стали играть общественные здания. Кроме Петропавловской крепости и Адмиралтейства, которые явились доминантами в панораме новой столицы, привлекали внимание Меншиковский дворец и строившаяся Кунсткамера — первое монументальное здание близ Стрелки Васильевского острова, высотная композиция которой перекликалась со шпилями крепости и Адмиралтейства. По соседству с ней выделялось своими размерами и мерным композиционным ритмом повторяющихся секций здание Двенадцати коллегий. Стремление к регламентации застройки выразилось и в облике первых дворцов, органично включившихся в панорамы новых улиц, набережных рек и каналов: первые Зимние дворцы Петра I (см. в статье Зимний дворец), дома высших морских чинов, других представителей «первых рангов» всех сословий и множество других строений различные назначения, а также первый регулярный ансамбль Петербурга — Летний дворец Петра I в Летнем саду с комплексом парковой скульптуры. По проектам «загородных» домов (1722, архитектор Трезини) застраивалась набережная Фонтанки, которая в то время была границей города. Внешний облик сооружений был достаточно выразительным: здания имели симметричные планы, чёткие объёмы и членения; сдержанная пластика фасадов с характерным плоскостным декором (пилястры, лопатки) оживлялась цветом (на излюбленном тёмно-красном фоне белые архитектурные членения и декоративные детали), напоминавшем о традициях русской архитектуры XVII в.; шпили, щипцовые фронтоны, высокие кровли с переломами и фигурные завершения, живописность силуэтов — отражение барочных тенденций в архитектуре Петербурга. Интерьеры, включавшие анфилады больших просторных комнат с большими окнами, украшались орнаментальной резьбой и монументальной живописью, декоративной лепкой, скульптурой и изразцами.

Первые церкви, в основном базиликального типа, стали органичными центрами прилегавших участков и ещё более обогатили силуэт города (Благовещенская церковь Александро-Невской лавры, церковь Симеона и Анны, Сампсониевский собор, церковь святого Пантелеймона).

В 1-й четверти XVIII в. были проведены большие работы по превращению рукавов дельты Невы, рек и протоков в водные магистрали города с архитектурной и декоративной обработкой их берегов деревянными набережными и пристанями, с перекинутыми через них мостами. В эти годы между Невой и Мойкой прорыли Лебяжий канал, Красный канал, Зимнюю канавку, Крюков и Ново-Адмиралтейский каналы. По линиям Васильевского острова было прорыто 10 каналов, в 1718—21 созданы Лиговский канал и каналы Летнего сада и Екатерингофа.

Одновременно с началом застройки Петербурга на южном берегу Финского залива стали создаваться первые загородные дворцово-парковые резиденции — Петергоф (ныне Петродворец), Стрельна, Ораниенбаум (ныне Ломоносов), на Ижорской возвышенности — мызы Сарская (позднее Царское Село, ныне г. Пушкин) и Гатчина, отличавшиеся изобретательностью использования рельефа и другие.гих природных условий, смелостью и размахом пространственно-планировочных решений, большой пышностью дворцов, павильонов, каскадов, фонтанов, сложностью композиции парков.

К 1730-м гг. строительство в Петербурге вышло за рамки первых градостроительных планов и стало приобретать стихийный характер. В эти годы главную роль играли отечественные зодчие — М. Г. Земцов, И. К. Коробов, П. М. Еропкин, стремившиеся урегулировать застройку. Возникла необходимость в создании нового плана, особенно после опустошительных пожаров в 1736 и 1737. Для организации нового строительства и застройки «погорелых мест» была создана в 1737 Комиссия о Санкт-Петербургском строении, разработавшая новый план Петербурга, в соответствии с которым центр окончательно закрепился за Адмиралтейской стороной. Город получил строгое разделение на 5 частей: Адмиралтейскую, ограниченную Невой и Фонтанкой; Васильевскую, занимавшую весь остров; Петербургскую, включавшую Выборгскую сторону; Литейную, заключавшуюся между Фонтанкой, Невским проспектом и распространявшуюся на весь район Охты; Московскую, простиравшуюся на юго-запад от Фонтанки и от Невского проспекта до Екатерингофа. В Адмиралтейской части полное завершение получил «нептунов трезубец» трёх магистралей, расходящихся от Адмиралтейства, — Невский проспект, Средняя перспектива (см. Дзержинского улица), Вознесенская перспектива (см. Майорова проспект). Они пересекались Большой и Малой Морскими улицами (см. Герцена улица и Гоголя улица), получившими регулярную застройку в петровское время. По предложению Комиссии была проложена Садовая улица с Сенной (см. Мира площадь) и Покровской площадями, вокруг последней сформировался новый район — Коломна. Результатом работы Комиссии явилась также прокладка новых улиц в Московской части, существующих в современной структуре города (Владимирский проспект, Загородный проспект, Коломенская улица, Разъезжая улица, Звенигородская и Преображенская улицы). Лучевые перспективы и пересекающие их улицы были увязаны с вытянутыми полукружиями pp. Фонтанка, Мойка и Кривуша (см. Грибоедова канал). Петровский замысел регулярного плана обрёл новое качество, улицы делались более широкими и замащивались камнем или брёвнами (см. Мостовые), перекрёстки отмечались «наугольными» домами, лицевые строения, выходившие на линию улицы, были каменными, берега рек, протоков и каналов укреплялись и замащивались.

В 1740—50-х гг. стилистическое своеобразие русского барокко в его петербургском варианте обрело полное звучание и достигло высшего расцвета. Появились замкнутые ансамбли, как бы отделявшие части города (круглая площадь перед Зимним дворцом). Новый градостроительный смысл приобрели грандиозные парадные сооружения (дворцы и культовые здания), господствовавшие над окружающей застройкой; их высота и протяжённость предопределяли масштаб сопредельных зданий, кварталов, величину будущих площадей, ширину набережных, проспектов. Основой большого района стал Смольный монастырь, общий масштаб застройки набережных Невы и Невского проспекта определили новый Зимний дворец и дворец Строганова. В архитектуре получили распространение переосмысленные формы и приёмы западноевропейского барокко и традиции национального зодчества, соединившиеся в своеобразном национальном стиле — русском барокко, с наибольшей полнотой воплотившемся в произведениях архитектора В. В. Растрелли. Грандиозные размеры, богатство фантазии, сложность и в то же время чёткость объёмно-пространственной структуры отличают Зимний дворец, парадно и торжественно выглядят и другие.гие дворцы в Петербурге (дворец Строганова, дворец Воронцова) и загородных резиденциях (Царском Селе, Петергофе).

Вместо базиликальных храмов 1-й трети XVIII в. появились барочные центрические храмы с традиционным пятиглавием, с широким использованием в декоре зданий цвета, резьбы, позолоты (Никольский Морской собор, церковь Трёх святителей, Благовещенская церковь).

С 1760-х гг. в строительстве Петербурга всё явственней обнаруживался поворот от барокко к новому стилю — классицизму. Эстетика классицизма с её обращением к античному наследию противопоставила декоративной пышности и усложнённости барокко логическую чёткость и ясность, величие, строгую монументальность и сдержанный декор, позволила выразить высокие общечеловеческие идеалы гармонии и естественной простоты. Развитие классицизма совпало с появлением в 1762 в Петербурге нового органа, ведавшего делами столичного строительства, — Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы (существовала до 1796). В 1763 был объявлен конкурс на новый проект планировки столицы. Учтя ряд предложений, содержавшихся в представленных проектах, Комиссия в 1765 утвердила план А. В. Квасова, развивавший сложившуюся планировочную структуру Петербурга (в 1763 инженер П. Сент-Илер предпринял картографическую съёмку Петербурга, составил аксонометрический перспективный план города, точно зафиксировав объёмно-пространственную композицию и облик отдельных улиц и сооружений). По плану Квасова расширились границы города (до современного Обводного канала), проводилось урегулирование улиц в кварталах, прилегавших к Адмиралтейству и Зимнему дворцу, выявлена конфигурация Сенатской и Дворцовой площадей, началось формирование площадей у Семёновского, Обуховского и Старо-Калинкина мостов; была выдвинута задача застройки улиц сплошным фронтом зданий ограниченной высоты для создания как бы единого уличного фасада. Гранитные набережные со сходами, пристанями и ограждениями превращали водные артерии города в художественные ансамбли. Первая небольшая каменная набережная была построена перед Зимним дворцом на Неве (см. Дворцовая набережная); она вошла составной частью в обширный проект оформления южной набережной Большой Невы, разработанный и осуществлявшийся в 1762—72 К. И. Росси. К 1788 на левом берегу Невы развернулись панорамы Французской (ныне набережная Кутузова) и Английской (ныне набережная Красного Флота) набережных. Как единый ансамбль было решено оформление набережных Екатерининского (ныне Грибоедова) канала, Фонтанки и Мойки. В строгой линейности береговых стен и парапетов, в мягкой скруглённости спусков и причалов, в облике первых каменных мостов (Прачечный, Эрмитажный, Верхне-Лебяжий, 1767—68; Казанский, 1766; Каменный, 1776; Чернышёв, Старо-Калинкин, 1780—89), в рисунке чугунных ограждений, среди которых найденностью масштаба, сочетанием монументальности и лёгкости выделяется ограда Летнего сада (1773—84, архитекторы Ю. М. Фельтен, П. Е. Егоров), ясно выражены классицистические черты. В 1782 был открыт памятник Петру I («Медный всадник»), ставший идейно-художественным центром Сенатской площади и положивший начало традиции использования монументальной скульптуры как образно-композиционной доминанты при формировании других площадей города.

Облик города и характер застройки начинают определять крупные общественные сооружения и дворцы, ещё сохраняющие барочное пластическое богатство форм, но отличающиеся ясностью построения, стремлением выявить архитектонику здания (Академия художеств, Мраморный дворец, Малый Эрмитаж, Новая Голландия, Гостиный двор, Каменноостровский дворец). В конце 1770—80-х гг. архитектура общественных зданий приобретает всё большую лапидарность, свойственную строгому классицизму, — Академия наук СССР, Ассигнационный банк, Почтамт, Публичная библиотека, Эрмитажный театр. По набережным Мойки и Фонтанки вырастали большие городские усадьбы, для композиционного построения которых характерно размещение основного корпуса в глубине парадного двора, окружённого низкими службами и замкнутого воротами по линии улицы; с задней стороны к дому примыкал сад (дворец Разумовского, дворец Бобринских, Юсуповский дворец). Появились обширные сооружения и в более отдалённых районах столицы. Особой гармонией лаконичных форм, поэтической одухотворённостью облика отличается Таврический дворец; строгое здание Смольного института дополняет народный ансамбль монастыря. Большую роль в объёмно-пространственной композиции прилегающего района играет романтический по облику Инженерный замок, шпиль которого перекликается со шпилями Петропавловской крепости и Адмиралтейства. Заметно сократилось строительство церквей, но и среди них имеются памятники, представляющие большую художественную ценность и играющие важную роль в качестве высотных доминант города (Троицкий собор Александро-Невской лавры, Князь-Владимирский собор). Жилые дома выступали как часть общей композиции улицы, квартала. Вытянутые вдоль улиц, они получали плоскостную обработку фасада (дом Мижуева на Фонтанке, дом Баура, дом Троекурова, дом Яковлевых в Волховском переулке, дома Полторацких) или состояли из 3 объёмов (главный корпус и 2 флигеля), где средний — более крупный и более пластически разработанный (дом Пашкова, дом Голицына); дома, выходящие фасадами на 2 улицы, с ротондами на углах становились архитектурным акцентом кварталов (дом Чичерина, дом Яковлева). В отличие от просто обработанных фасадов, парадные интерьеры богато разработаны, отделаны лепниной, росписью, золочёной резьбой. Небольшие одноэтажные или 2-этажные дома так называемой рядовой застройки ставились по-прежнему строго по красной линии улицы (дом Веймара и дома Сафонова и Веймара, дом Воронцова-Дашкова). В 1790-х гг. появились первые доходные дома (иногда с торговыми лавками в 1-м этаже), состоявшие из нескольких корпусов, ставившихся по периметру участков и образующих внутренний двор (дом Бецкого, дом Салтыкова, дома Абамелек-Лазарева, дом Волконских).

Новый стиль — классицизм — сказался и в застройке окрестностей столицы. В дворцовых комплексах (Петергоф, Царское Село, Ораниенбаум) рядом с барочными постройками появились классицистические корпуса и павильоны; новые ансамбли (Павловск, Гатчина), начавшие строиться в конце XVIII в., выдержаны почти целиком в классицистическом духе. Крупнейшие мастера классицизма 2-й половины XVIII в. — Ч. Камерон, Ж. Б. Валлен-Деламот, А. Ф. Кокоринов, С. И. Чевакинский, И. Е. Старов и главным образом Дж. Кваренги.

С 1-й четверти XIX в., когда размах строительства в Петербурге потребовал осуществления новых градостроительных принципов, новых масштабов застройки, классицизм вступил в свою новую фазу — ампир. Петербург становился городом крупных зданий общественного назначения, органически связанных в парадные ансамбли. Монументальные формы, значительная протяжённость фасадов, охватывающих почти весь фронт площадей, строгие колоннады, монументальная и декоративная скульптура придавали сооружениям глубокое идейно-патриотическое содержание, усиленное высокими художественными достоинствами построек. Такими ведущими зданиями, определяющими стилистический характер городской застройки, в 1800-х гг. стали построенные архитектором А. Н. Воронихиным Горный институт, своего рода пропилеи при входе в город со стороны моря, и Казанский собор — важная доминанта Невского проспекта; реконструированное архитектором А. Д. Захаровым Главное Адмиралтейство — одно из основных звеньев не только ансамблей, связанных с Невой, но и всего города. Реконструкция Стрелки Васильевского острова со зданием Биржи (архитектор Ж. Тома де Томон), симметрично расположенными пакгаузами, таможней и Ростральными колоннами создала чёткую архитектурную ось водного пространства Невы как главной природной магистрали, связавшей две части города («водная» площадь).

Победоносное окончание Отечественной войны 1812 и заграничных походов 1813—14 нашло отражение в новом подъёме градостроительства в Петербурге. Для руководства строительными работами был учреждён Комитет для строений и гидравлических работ (1816—42), где рассматривались и утверждались проекты планировки улиц и площадей, строительства каналов, мостов, различные инженерные вопросы. Грандиозная система монументальных ансамблей, созданная по замыслу выдающегося архитектора 1-й трети XIX в. К. И. Росси, придала пространственный размах, композиционную целостность и архитектурное единство центру Петербурга. Дугообразное в плане здание Главного штаба с центральной аркой и монументальная Александровская колонна подчеркнули триумфальный парадный характер Дворцовой площади и закрепили её главенствующее значение в центре города. Перепланировка усадьбы Аничкова дворца и прилегавшей к ней территории между Невским проспектом и Фонтанкой, а также Марсова поля преобразила центральный район Петербурга. Принцип формирования площадей, сопряжённых с гигантским по своим масштабам общественным зданием, Росси применил при постройке Александрийского театра (ныне Театр драмы имени А. С. Пушкина), перед которым расположена площадь (см. Островского площадь), открывающаяся на Невский проспект, а за ним Театральная улица (см. Зодчего Росси улица) с тождественными фасадами, соединяющая театр с предмостной площадью на набережной Фонтанки (см. Ломоносова площадь). Началом художественной трансформации большого района послужило строительство Михайловского дворца (см. также Искусств площадь). Михайловская улица (см. Бродского улица) связала дворец с Невским проспектом, Инженерная улица, идущая вдоль его фасадов, соединила канал Грибоедова, Фонтанку и через Симеоновскую улицу (см. Белинского улица) Литейный проспект. Проложенная до Марсова поля Садовая улица отделила ансамбль Михайловского дворца от ансамбля Инженерного замка и стала связующей трассой между Невским проспектом и Невой. Эта связь усилена устройством Суворовской площади с памятником А. В. Суворову. Ансамбль Инженерного замка получил чёткие композиционные границы, а связанный с ним Манеж стал центром Манежной площади. Продолжая градостроительные идеи Захарова, Росси создал Сенатскую площадь (см. Декабристов площадь). Величавый строй двуединого фасада высших государственных учреждений — Сената и Синода, усиленный встроенной между ними триумфальной аркой, придал площади с памятником Петру I особо торжественное звучание. Росси был также автором проекта дворцово-паркового ансамбля на Елагином острове. Большие градостроительные ансамбли созданы В. П. Стасовым: казармы Павловского полка придали необходимую представительность Марсову полю, Троицкий собор и Спасо-Преображенский собор включились в цепь основных доминант города, Московские триумфальные ворота и Нарвские триумфальные ворота оформили главные городские заставы. Творчество Монферрана как бы заключило ансамблевое строительство в центре Петербурга, Исаакиевский собор стал третьей (наряду с Петропавловским собором и Адмиралтейством) основной доминантой в объёмно-пространственной композиции города. В оформлении архитектурных сооружений значительное место уделялось монументальной скульптуре, призванной выявить гладь стены, объёмность сооружения и в то же время выразить содержательный смысл архитектуры. Патриотическая тематика, мотивы триумфа, понятные в атмосфере победы в Отечественной войне 1812, одушевляли образный мир пластики. В декоре интерьеров помимо лепнины стали широко употреблять роспись, чаще всего имитирующую скульптуру (гризайль). Ансамблевый характер ампирного зодчества, понимание архитектурных задач как целостного оформления пространственно-предметной среды сказывались и в отделке внутренних помещений; архитекторы разрабатывали и декоративное убранство — мебель, осветительные приборы и пр. Наряду с работой над крупными ансамблями продолжалось интенсивное строительство общественных, культовых зданий в разных районах города; рядовая застройка жилыми домами велась по «образцовым» проектам, созданным архитекторами Захаровым, Стасовым, Ф. И. Волковым, Л. Руской, А. А. Михайловым, А. И. Мельниковым, Л. И. Шарлеманем, С. Л. Шустовым, возводились чугунные цепные мосты с расширенной проезжей частью через Мойку (Красный, Синий, Поцелуев), Екатерининский канал (Почтамтский, Львиный, Банковский); набережные рек, каналов, мосты ограждались узорными перилами, парапетами, украшались скульптурой.

Для градостроительства 2-й трети XIX в. характерно появление нового композиционного приёма постановки симметричных зданий в виде пропилей по сторонам площадей или в начале улиц — здания министерств на Исаакиевской площади (архитектор Н. Е. Ефимов), здания в начале Литейного проспекта (архитектор А. П. Гемилиан). В архитектуре этого периода всё чаще появлялись признаки распада художественной системы классицизма, с его отмиранием связано появление различных стилизаторских течений (неоготика, необарокко, неоренессанс, «неогрек», «русско-византийский стиль» и «русский стиль»). Обращение к готике отразилось в работах А. П. Брюллова (церковь в Парголово), Н. Л. Бенуа (Дворцовые конюшни, вокзал в Петергофе), А. А. Менеласа (Шапель, Арсенал и др. в Царском Селе). В духе необарокко построен дворец Белосельских-Белозерских и особняк Юсуповой, особняк В. Е. Стуккей на Английской набережной (ныне набережная Красного Флота, 6; архитектор Э. П. Казалета). В необарочном стиле оформлялись и фасады жилых домов. Широкое распространение получила стилизация в духе неоренессанса (Московский вокзал, дом Кушелева-Безбородко, Русский банк для внешней торговли, дворец великого князя Владимира Александровича на Дворцовой набережной, 26, 1867—72, архитектор А. И. Резанов, дом Департамента уделов).

Стилизация, черпавшая образцы в зодчестве Помпеи и другие.вней Греции («неогрек»), проявилась главным образом в пригородном строительстве. В городской застройке заметное место заняли здания в духе французского классицизма эпохи Людовика XVI (Певческая капелла, ныне Капелла им. М. И. Глинки). Архитекторы обращались и к другим источникам: средневековому романскому зодчеству, восточному, в частности мавританскому, и древнеегипетскому. Середина и 2-я половина XIX в. отмечены обращением и к допетровской архитектуре (постройки А. И. Штакеншнейдера в Петергофе в «русском стиле»). В Петербурге построен ряд церквей по проектам К. А. Тона, сочетавших художественные особенности древнерусской и византийской архитектуры. В последней трети XIX в. искания в русле «русского стиля» воплотились в соборе Петра и Павла в Петергофе (архитектор Н. В. Султанов) и храме Христова Воскресения. В Петербурге мотивы древнерусского зодчества использовали в постройках жилых домов на Колокольной улице, архитектор Н. Н. Никонов, и у Александрийского театра (пл. Островского) архитектор Н. П. Басин. Стилизация в духе архитектуры прошедших эпох в ряде случаев включала в декор одного здания разнородные элементы ренессанса, барокко, классицизма [Большой драматический театр имени М. Горького, на набережной р. Фонтанки, 65; здание Общества взаимного кредита на канале Грибоедова, 13, 1888—90, архитектор П. Ю. Сюзор; дом Тузова на Николаевской (ныне Марата) улице, архитектор А. В. Иванов]. Эклектический декор особенно широко использовался в оформлении доходных жилых домов. В 1870-х гг., наряду с правительственными учреждениями, богатым дворянством, заказчиками стали крупные предприниматели, оптовые торговцы-домовладельцы, акционеры крупных фирм. Их потребности и вкусы определяли и направленность застройки Петербурга. Этот период характеризуется отходом от общих градостроительных задач, созданием новых типов сооружений со специфической для каждого типа системой плана — крытых рынков, вокзалов, банков, страховых контор, гостиниц, огромных доходных домов, торговых зданий, контор, промышленных зданий. Общие градостроительные задачи свелись к утверждению планов урегулирования отдельных частей города (Васильевского острова, Петербургской стороны, новой части между Фонтанкой и Обводным каналом), сведённых в общий «План урегулирования Санкт-Петербурга». Центральные районы города благоустраивались, получали канализацию и водопровод. Многоэтажная застройка сменила прежние, относительно небольшие здания. Между Фонтанкой и Обводным каналом застраивались прежние окраины: по прямоугольной сетке улиц сооружались в одну линию большие доходные дома с дворами-колодцами. Улицы застраивались зданиями различной стилистической ориентации (см. Адмиралтейская набережная, Пушкинская улица, Марата улица, Чайковского улица, Герцена улица), однако разностильность отдельных зданий всё же в целом подчинялась общегородской объёмно-пространственной структуре и началам ансамблевости, которые выражались в сомасштабности застройки, включении вертикальных доминант, оживляющих единую линейную застройку, оформлении начала улицы одинаковыми или близкими по объёму и декору зданиями. Сохранению целостности облика Петербурга способствовали выразительность лучших построек, высокое качество исполнения и общая градостроительная культура. Последняя треть XIX в. отмечена интенсивным строительством мостов через Неву (Литейный мост, Троицкий, ныне Кировский мост), что стимулировало застройку правого берега. Этот период характеризуется расширением городской территории, созданием большого числа новых улиц, малых площадей; установкой крупных монументов (памятники Николаю I, Екатерине II, И. А. Крылову), разбивкой садов в старых исторических районах и возведением зданий общегородского назначения. К концу XIX в. эклектическое стилизаторство во многом исчерпало себя, превращаясь в набор штампов и назойливых повторов, особенно при стремлении заказчика ошеломить избыточным богатством декора. Как реакция на эти явления и как ответ на потребности новых заказчиков постепенно формировались принципы стиля «модерн», охватившего все виды искусства. В архитектуре «модерна» проявилось стремление выявить в объёмно-пространственном построении функциональное назначение каждой части здания, придав ему и соответствующее декоративное оформление. Для домов-особняков и доходных домов начала периода «модерна» типичны большая свобода планового и объёмного решения и пластическая текучесть форм. Скульптурно-орнаментальные детали имели динамичные, напряжённо-извилистые начертания, а их мотивами служили изысканно стилизованные растения и геометрические формы (особняк Кшесинской). Поздняя, или зрелая, стадия стиля «модерн» более рационалистична, его композиционные приёмы соединялись с элементами ордерной архитектуры, подчас достигавших значительных размеров (Азовско-Донской коммерческий банк, Торговый дом Мертенса). Крупнейшие мастера петербургского «модерна» — А. И. Гоген, Г. В. Барановский, Ф. И. Лидваль. В 1910-х гг. архитекторы вновь обратились к архитектурным традициям прошлого, более всего к наследию зодчих старого Петербурга, стремясь сохранить и развить художественную целостность города. Наиболее плодотворными оказались решения в духе неоклассицизма (ренессанса и палладианства) архитекторов В. А. Щуко, А. Н., Ю. Ю. и Л. Н. Бенуа [жилые дома на Каменноостровском (ныне Кировском) проспекте], И. А. Фомина, А. Е. Белогруда. В те же годы архитекторы обращались к архитектуре петровского времени (Городской училищный дом имени Петра Великого, Больница имени Петра Великого). Возродился интерес и к древнерусскому зодчеству, мотивы которого прослеживаются в здании Музея А. В. Суворова, в ряде сооружений Петергофа (проекты В. А. Покровского, С. С. Кричинского). Архитектоника и декор самаркандского мавзолея Гур-Эмир трансформированы в Мечети. Тщательно интерпретированы черты этнографического подлинника в


Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург». - М.: Большая Российская энциклопедия. . 1992.

Поможем студентам написать доклад

Полезное


Смотреть что такое "Градостроительство и архитектура Санкт-Петербурга" в других словарях:


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»